Некоторые автолюбители убеждены, что если на моторе их автомобиля установлена цепь для привода газораспределительного механизма ГРМ, а не ремень, то менять ее нет необходимости. Однако, это не так. Лишь для небольшого количества типов двигателей эта операция не предусмотрена. В остальных случаях плановая замена механизма производится в соответствии с графиком регламентных работ, предусмотренным производителем.
Основным предназначением цепи ГРМ является обеспечение вращения распределительного вала с определенной скоростью – вдвое меньшей, чем у коленвала. Цепь газораспределительного механизма обеспечивает подачу воздуха и топлива, помогает избавиться от газов. По толщине аналогична велосипедной, это обеспечивает меньший вес узла.
ГРМ по конструкции может иметь цепной или ременной привод, изредка гибридный. Вследствие большого веса, цепь ГРМ требует специальных натяжителей. В сравнении с ременным, цепной привод значительно дороже, отличается труднодоступным расположением. Для цепного привода ГРМ характерны:
В отличие от ремня газораспределительного механизма, цепь находится внутри мотора, а не снаружи. Если вы купили цепь ГРМ, учитывайте, что для замены узла потребуется подъемник, специальные инструменты. Для проведения диагностики и замены деталей привода необходимо частично разобрать мотор. Тем не менее дорогие авто преимущественно оснащаются именно цепным приводом.
Несмотря на механическую прочность и стойкость, со временем цепь газораспределительного механизма растягивается. Проблемы наиболее часто проявляются специфическим звоном.
При появлении указанных симптомов следует купить цепь ГРМ и произвести соответствующие ремонтные работы. Для выполнения диагностики состояния цепи распредвала автомобильному мастеру будет необходимо снять крышку блока цилиндров. Обычно тестирование поломки подразумевает проверку всех элементов привода. Иногда устранить дефекты можно, купив натяжители цепи ГРМ.
Поскольку цепь находится под большими нагрузками, происходит износ шарнирных соединений, это может привести к ее растяжению и увеличению шага между зубьями. Дефекты вначале могут быть частичными – перескок на несколько зубьев, затем мотор начинает работать с перебоями. В дальнейшем цепь ГРМ в таком состоянии может даже сорвать зуб шестерни распределительного или коленвала, что потребует ремонта мотора.
Разрыв цепи ГРМ приводит к нарушению работы газораспределительного механизма. Вследствие сильного удара повреждается поршень, а клапан под ударом сгибается. Система не сможет нормально функционировать, и потребуется дорогостоящий профессиональный ремонт. Поэтому специалисты рекомендуют производить проверку через 80-100 тыс. км и купить цепь ГРМ для ремонта износившегося узла, не превышая срок его эксплуатации.
Характерный звон поначалу проявляется лишь на высоких оборотах. Если пренебрегать таким симптомом, металлический звон станет постоянным. К неправильному функционированию цепи ГРМ может привести много причин, среди которых:
Иногда заменить механизм без соответствующих навыков весьма затруднительно, например, при заднем расположении привода. Нарушение последовательности установки всех элементов системы может привести к нарушению синхронности распредвала и коленвала, что опасно столкновением поршня с клапаном и повреждением мотора.
Во многом состояние детали зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля. При возникновении неисправностей газораспределительного механизма ГРМ привода рекомендуется иногда выполнять полный ремонт узла, особенно если вы не собираетесь продавать авто. В любом случае купить цепь ГРМ и своевременно выполнить доступный ремонт обойдется значительно дешевле тех затрат, что может повлечь за собой капремонт двигателя.
Кроме оригинальных комплектующих, на рынке присутствует множество аналогов различного качества. Иногда подобрать и купить цепь ГРМ не так просто. Поэтому профессионалы советуют обращаться исключительно в специализированный магазин автозапчастей – такой, как «ОисАвто». С учетом марки, года выпуска, модели вашего авто или на основе VIN кода вы сможете выбрать и купить цепь ГРМ хорошего качества.
Обычно на автомобили с объемом двигателя 1,2-1,3 л устанавливают цепи на 114 звеньев. Для машин 1,5-1,7 л – на 116 звеньев. Важно учитывать толщину, поскольку слишком тонкая деталь быстро рвется или растягивается, и может не выдержать даже 50-60 тыс. км – минимума, рассчитанного для ремней. В случае затруднений менеджер всегда проконсультирует об особенностях и преимуществах автозапчасти конкретного производителя.