Лямбда-зонд, который также называется кислородным датчиком — довольно сложное устройство, разработанное для того, чтобы поставлять электронике данные о функционировании выхлопной системы. Про эту важную деталь водитель обычно вспоминает только тогда, когда неожиданно обнаруживает, что его авто перестало нормально разгоняться, тяга мотора упала, а аппетит ДВС, наоборот, демонстрирует существенный рост. В отработанных газах газоанализатор зафиксирует при этом повышенное количество СО (угарного газа). Возникает такая ситуация, надо признать, когда пробег автомобиля уже переваливает за 100 000, но, если вы заподозрили, что широкополосный лямбда-зонд неисправен, его придется заменить в автосервисе.
Выбрать и купить широкополосный датчик кислорода в Киеве, Львове и других городах Украины — задача не особо сложная, хотя новички легко могут растеряться в изобилии производителей, модификаций, разъемов и прочих нюансов. Необходимо разобраться в основных критериях подбора и небольших потребительских хитростях.
Датчик кислорода является одной из точек контроля за работой двигателя, критически важных для того, чтобы ваше авто точно и безупречно выполняло все свои функции. Ключевая его функция — устанавливать значение содержания остаточного кислорода (или такого, что не принимал участия в процессе горения) в автомобильном выхлопе. Бензин никогда не сможет целиком сгорать в том случае, когда кислорода недостаточно, а худшее сгорание топлива — это ощутимое падение мощности двигателя и, как следствие, быстрый его износ. Если же кислород присутствует в избытке, то несгоревшее топливо попадет в выхлопную часть. Излишек воздуха становится причиной того, что температура, при которой сгорает бензин, повышается, из-за чего поршни, свечи и клапаны изнашиваются быстрее. Показатель мощности ДВС при этом заметно снижается.
По сути широкополосный датчик кислорода, цена которого зависит от конкретной модели, представляет собой батарейку с пустотелым керамическим электролитом внутри. В составе электролита присутствует диоксид циркония, а электроды (внутренняя и верхняя поверхность наконечника из керамики) выполняются из платины. Поскольку для работы электролита требуется температура не менее 300-350 °C, лямбда зонд нуждается в предварительном разогреве. Нагревание превращает материал в диэлектрик, проводящий сигнал от наружного электрода к внутреннему в результате разности содержания кислорода в выхлопе автомобильной системы внутри и снаружи. Ионы кислорода будут двигаться от зоны с большой концентрацией атмосферы в зону с наименьшей — к выхлопу, при этом образуется электрический ток, сила которого определяется степенью плотности кислорода с двух сторон. Исходные данные фиксируются и поступают непосредственно на ЭБУ, регулирующий функционирование инжекторов.
Стандартные однополосные лямбда-зонды обнаруживают переход от недостатка воздуха к избытку и наоборот, но для современных дизельных и бензиновых моторов был разработан и создан специальный широкополосный кислородный датчик с более широким диапазоном использования и высокой точностью измерения.
В машине может быть установлен один лямбда-зонд или два. В первом случае он устанавливается рядом с мотором (в непосредственной близости к двигателю, если нужен подогрев). Два устройства монтируют в машинах, оснащенных нейтрализатором, и расставляют по обеим его сторонам. Первым (входным) устанавливается широкополосный датчик кислорода, а на выходе ставят двухточечный.
Независимо от особенностей конструкции устройства и некоторых изменений в нем, что нередко вносят производители, принцип работы детали остается неизменным. Подогрев — один из значимых типов усовершенствования, его цель — ускорить достижение рабочего температурного режима.
Когда широкополосный датчик кислорода не работает должным образом, отсутствие должного контроля сжигания топлива в современном двигателе негативно отражается на составе выхлопных газов и эффективности их очистки, то есть снижает экологичность работы мотора. Если лямбда-зонд более или менее исправен, его не меняют, поскольку деталь все-таки не копеечная, но если она функционирует “на последнем издыхании”, остается только купить новую, ремонту устройство уже не подлежит.
Обнаружить, что узкополосный или широкополосный лямбда-зонд функционирует некорректно, можно посредством диагностики. На сегодняшний день используемые лямбда-зонды обладают примерно такими ресурсами:
Специалисты на СТО определяют во время проверки, нужно ли заменить поврежденный или изношенный датчик, а водителю стоит прислушаться к их вердикту и без промедления установить новую деталь.
Широкополосный кислородный датчик может перестать корректно выполнять свои прямые функции не только из-за того, что его жизненный ресурс подошел к концу, есть ряд других причин для его замены:
Ни одна машина не будет ездить в абсолютно идеальных условиях, поэтому корректировать работу и контролировать функции двигателя должна электроника. Широкополосный лямбда-зонд вместе с ЭБУ и осуществляет эти функции, снимая показания состава выхлопных газов. Невозможно добиться точного расчета расхода топлива, если показания, которые подает лямбда-зонд, некорректны.